Тема начата здесь. Ввиду того, что комментарий получился объёмным, перенёс в отдельную тему.
Начнём с того, что:
- приемлемая производительность - 40 FPS. Как правило, этого достаточно для сингл-плеера локальных игр любого жанра. 40 FPS - это среднее значение (Минимум может опускаться ниже 20, максимум может быть больше частоты обновления экрана - 60). Естественно, будем считать, что играем с разрешением FHD, настройки графики - макс.
- оптимальная производительность - 60 FPS - среднее значение для FHD и максимальных настройках графики. Для оптимального геймплея главное, что бы "провалы" не опускались ниже 30 FPS (в играх это тоже самое, что 24 кадра/с в фильмах или телепередачах - смена кадров с этой частотой воспринимается глазом как действие в обычной жизни...). Показатель - 60, берется не просто так: если при среднем значении 40 можно комфортно играть в большинство игр локально (сингл-плеер), то в многопользовательском режиме система "просядет", появятся разрывы ниже 20 FPS. Учитывая, что игра идёт он-лайн, минус на пинг (качество интернет соединения), можем получить ситуацию - "микрофриз" (падает FPS). Вы получаете не актуальную картинку... Часто это проявляется в экшн-играх, когда нужно срочно выполнить какое-то действие, а система "тупит". В принципе, играть можно, но рекордов вы явно не установите... 60 выбрано, как оптимальный показатель, которого вполне хватит, что бы FPS min был не ниже 30. Однако, что касается он-лайн экшн-игр, то чем больше FPS avg, тем лучше.
Ещё одно дополнение:
Есть процессор-зависимые игры и, соответственно, наоборот. Но абсолютно во всех играх (даже в пасьянс Паук) за качество графики, эффекты, поддержку DirectX, сглаживание - отвечает графический адаптер. Приоритетным, для построения игрового ПК будет выбор графического адаптера! Что касается процессора, то развитие софта на сегодняшний день несколько отстает от развития аппаратной части. Например, многопоточность. Очень не многие игры могут загрузить более 4х ядер ЦП. Основная часть работает с двумя ядрами. Более важным показателем для современных игр будет частота и объём кеш-памяти ЦП (L3 - именно этот кеш третьего уровня работает с оперативкой). Но нужно помнить, ПК - это система, а система функционирует с максимальной отдачей только, когда все её компоненты работают с максимальной отдачей, система должна быть сбалансирована. Например, имеем два ПК с одинаковыми процессорами. В спецификации ЦП указана поддержка памяти DDR3 1066, DDR3 1333. На одном ПК установлены две планки по 4Гб DDR 1066, на втором две по 2Гб но DDR3 1333. С точки зрения маркетинга, первый ПК легче продать (8Гигов!!! оперативы), возможно, в профессиональных программах требовательных к объёму памяти, он покажет лучшие результаты. Однако, если брать игры, то объёма в 4Гб вполне хватает, а вот частота на которой передаются данные на обработку ЦП более важна, кроме того, если графическому адаптеру не хватает своей памяти (GDDR), то он использует системную оперативную память, опять же, частота - главный показатель. Поэтому, выбрав видеокарту, нужно помнить о ЦП и о памяти и о дисковой подсистеме. Очень важен БП и система охлаждения!
Теперь к сабжу (ПК для игр, в частности World of Tanks).
По результатам многочисленных тестов интернет-порталов о компьтерном железе можно судить о производительности отдельных комплектующих. Но далее выбор будет основан на бюджете пользователя, о чём, уважаемый топикстартер умалчивает. Что бы быть объяктивным, рассмотрим два варианта бюджетный и средний. Топовую систему чаще собирают под два, три и более мониторов, стоимость такой системы будет over 100 500 российских денег.
И так, сначала бюджетный вариант. Сегодня есть прекрасная возможность выхватить за 2620 рублей (в NIXах) прекрасный камень - AMD ATHLON II X4 760K Black Edition сокет FM2. В World of Tanks v. 8.10 он способен обеспечить не менее 65 FPS avg (среднее), причём минимум зарегистрированный тестерами - 50 FPS. Камень пркрасно разгоняется (если надо) и способен работать (стабильно) на частотах близких к 5ГГц. Второй кандидат на ЦП - Pentium G2120. Он чуть дыстрее атлона в World of Tanks, его FPS avg = 69, минимум - 50. Третий кандидат, мною любимый - Phenom II X4 955, его показатели 63 FPS avg, 49 FPS min. Минус последних двух кандидатов - моральная старость. Собрав систему на этих процессорах, придётся делать апгрейд уже через пару лет (к выходу новых игр), у пенька всего два ядра, у фена - частота (уже не айс, но были времена...). Поэтому в конкуренты ATHLON II X4 760K BE лучше записать Pentium G3420, не смотря на дву-ядерность, камень очень хорош, кроме того, новая платформа сводит апгрейд, лишь, к замене процессора (в случае с Pentium G2120 пришлось бы менять материнку и память). Плюс, у Haswell заявлена поддержка PC3-12800 DDR3-1600, что радует . В World of Tanks Pentium G3420 показывает 84 FPS avg, 60 FPS min, цена процессора в NIX - 2660 руб.
Какой же взять? Смотрим на "+" и "-", у атлона всего два плюса - 4 ядра и поддержка памяти DDR3 1866 МГц. Intel изначально быстрее в World of Tanks, имеет Кэш L3 = 3 Мб, меньшее тепловыделение, имеет встроенное видеоядро (можно настроить систему на использование интегрированной графики, когда игры не запускются, тем самым снизить энергопотребление). Но при всём уважении к интелу, его два физических ядра могут дать меньшую производительность в обычных пользовательских задачах, особенно в приложениях оптимизированных под многопоточность. Мы собираем игровой ПК, поэтому делаем ставку на Pentium G3420.
Извините, пост получается огромным, однако, сборка ПК - ответственное дело...
Идём далее, выбор графического адаптера. Набирает популярность новый viser он-лайн месива - World of Warplanes. Нужно отметить, что разрабы рекомендуют применять графику не ниже NVIDIA GeForce GTX 470. Что косвенно подтверждают тестеры gamegpu - для обеспечения FPS avg не ниже 60, нам нужна карта уровня GTX 560 (речь о 1920х1080). Для запуска игры в томже разрешении подойдёт карта NVIDIA GeForce GTX 650, при этом FPS avg будет не более 40. Учитывая то, что WoT постепенно обрастал патчами, теперь его аппетиты к видео-подсистеме выросли, основываясь на последних тестах многих интернет-ресурсов, имеем следующих кандидатов на работу в World of Tanks 9.0: NVIDIA GeForce GTX 680 - это для 1920х1080 и максимальных наворотах графики - 60 и более FPS avg, для 40 FPS avg хватит NVIDIA GeForce GTX 570. Чувствуете разницу? Так что тем, кто правильно подобрал конфигурацию ПК под World of Tanks, можно смело пересаживаться на самолёты... с запасом на будущие патчи. И так, границы видеокарт для бюджетного ПК определены, осталось выбрать конкретную модель адаптера. Будем исходить из 40 FPS avg (у нас бюджетник). Близкими по производительности к GeForce GTX 570 можно считать GeForce GTX 750 Ti - цена вопроса - 5700 рэ. Конкуренты: Radeon HD 7790 из "старых", Radeon R7 260X из "новых", цена примерно таже - около 5700... Старые карты нам не подходят (не стоит спешить, если цена на них ниже, можно сэкономить). Какой вариант лучше GeForce GTX 750 Ti или Radeon R7 260X? Кроме WoT есть и другие игры, как себя ведут эти адаптеры в них? В большинстве игр лидирует печ. Например, в "тяжолой" игре Metro разница 3-4 FPS avg в пользу GeForce GTX 750 Ti, хотя обе карты не дотягивают до примлемых 40 (придётся снижать детализацию или использовать FXAA). Танки потянут на ура, что и требуется... У джифорса ниже энергопотребление, это ещё один повод выбрать именно её. Какую именно модель GeForce GTX 750 Ti и какого производителя выбрать - решать пользователю. Главное не забыть: для разрешения 1920х1080 требуется не менее 2Гб видеопамяти. Тип памяти обязательно GDDR5.
На данный момент имеем связку для бюджетного ПК: Pentium G3420 и GeForce GTX 750 Ti.
Идём далее, память. Объём видеопамяти, какбэ намекает, что нижний порог объёма ОЗУ не должен быть менее 2Гб. ОС должна быть не ниже Windows 7. Если использовать варианты х86-64 (64 разрядная), то нужно обратить внимание, что несмотря на спецификацию ЦП (максимальный объём) - 32Гб, Windows редакции Home Basic поддерживает максимум 8Гб, Home Premium - 16Гб. У более старших версий 64х битных ОС ограничений нет (192Гб). Тестерами установлено, что сама игра World of Tanks потребляет около 700 Мб оперативной памяти. Прибавим "невидимый" кусок памяти = 500Мб, который любая система Windows откусывает для аппаратных нужд от 4го Гб памяти. Игра запускается в среде ОС, прибавим "нужды" самой системы, если кроме игры ничего не запускать одновременно, составят порядка 900Мб (для 64х бит). Получим, что для номальной работы игровой системы нужно 2,1 Гб (Max.) ОЗУ. Так что, вполне можно ставить 32х разрядную систему и 4 Гб оперативки (видимых будет не более 3.5). Для бюджетника вполне годится. Однако есть и другие игры, да и приложений может быть одновременно запущено несколько... плюс цены на оперативку - всё это говорит нам, что рациональнее будет поставить ОС 64бит и 8Гб ОЗУ. Но цена на это счастье высока для бюджетного ПК. Для бюджетника с 32х битной системой берём 2 модуля по 2Гб. Стандарт - DDR3 1600 МГц. Какую именно брать? Если не будете разгонять (а этого не даст камень), то любую, главное со стандартным напряжением. Стандарт - 1.5В, есть модули с напругой 1.65В, не все материнки умеют правильно выставлять напряжения памяти (и не только памяти), так что если установить модули с нестандартным напряжением, жить они будут, но не долго и хреново... Как пример, можно взять комплект Crucial Ballistix Sport 2x2Gb, цена около 1900 рэ. Модули памяти Crucial основаны на качественных чипах, однако фаворитом в этом деле является компания G.Skill, память этой фирмы дороже - для игровых ПК среднего ценового диапазона.
Выбираем системную (материнскую) плату. Первое: мы собираем игровую машину, поэтому нужны качественные элементы, способные работать под нагрузкой длятельное время и при высокой температуре. Второе: процессор не даёт возможности разгона (в отличии от AMD и старших процессоров Intel с буквой К), поэтому излишки для оверклокеров нам не нужны, можно сэкономить. Третье, для бюджетного ПК достаточно двух слотов под оперативку и одного слота PCI-E для видеокарты. Четвёртое - остальные опции на выбор пользователя. Естественно, выбор уже ограничен сокетным гнездом выбранного Pentium G3420 - это 1150. Далее примеры: MSI H87M-P33, GigaByte GA-H87M-HD3. С асусами и обрезками асусов в виде асроков, лично у меня, не сложилось... Из предложенных GigaByte выглядит вкуснее: Serial ATA 6Gb/s - 6шт, 4xUSB 3.0, дополнительных слотов - 3 (Один простой PCI, на случай установки древней карты расширения, такое случается, да. И 2 слота 1x...), есть видеовыход HDMI. У платы MSI хар-ки поскромнее: один слот PCI-E 1x, 4 SATA 3, 2x USB 3.0, нет выхода HDMI для интегрированной графики. Но и цены разные, MSI - 2500, GigaByte - около 3000. Выбор между тем или этим, я бы оставил на финал, когда будут подобраны все компоненты системного блока, тогда можно прикинуть оставшиеся средства и купить, то "на что хватает". В принципе, платы одинаковые (по надёжности). Здесь можно обратить внимание на чипсет (H87), для сборки ПК подошёл бы и H81. Но в этом случае будет ещё меньше "полезных" портов и слотов, а качество соответственно ещё ниже... потому как это офисные варианты. Вариант B85 рассматривать даже не стоит, это спецификация для бизнес сегмента, простыми словами: ущербность H81 по цене H87. Ну а топовый вариант Z87 - это не для бюджентой игровой машины...
Выбор привода оставим за пользователем, будем надеяться, что ему не втюхают резак со старым IDE интерфейсом, потому, как современные платы его не поддерживают, а адаптер стоит штукарь лишних рублей. Прежде чем покупать привод, стоит подумать: "а нужен ли он вообще?"
Дисковая посистема. Сразу говорим нет, тем кто предлагает SSD. Во-первых, прироста производительности в играх он не даёт - доказано, см. интернет. Во-вторых, для бюджетника это пустая трата денег, если вы готовы выложить минимум 6К на накопитель данных, сделайте RAID из пары HDD - надёжность и скорость вырастут в разы, благо чипсет H87 позволяет (чего не скажешь о H81). Но и без массива можно жить и, даже, играть ...в World of Tanks. Рекомендую взять, всё же, два харда, но не для RAID, один под систему, второй под мусор. Первый объёмом от 160 до 320Гб (зависит от того, сколько программ и игр вы будете устанавливать, средний размер современной игры около 10Гб после инсталла...), второй - сколько хотите, BIOS системной платы поддерживает блины большого объёма. Единственное условие для системного харда - режим работы 24х7. Игра не длится 10 минут... Высокую нагрузку, фрагментацию, высокие температуры могут выдержать многие харды, но только адаптированные под сервак могут при этом жить долго. Второй диск можно взять обычный, даже, медленный. Особой нагрузки он не испытывает, включается реже. Главный упор на объём. Переносить на этот диск swap можно, но не нужно. А вот документы, видео, фото, папку "загрузки", лучше держать на этом винте, в случае переустановки ОС все ваши данные останутся не тронутыми. В системных папках (или на рабочем столе) сделайте ярлыки для удобства... Что ещё? Интерфейс - SATA 6Gb/s (SATA 3), но можно и сата два. Скорость обработки данных даже у SSD меньше чем пропускная способность SATA II. Так что (если не будет RAID) разницы нет, разве, что материнка поддерживает "более продвинутый" интерфейс. Брать один объёмный HDD и резать на логику - тоже вариант, однако, в ситуации когда одновременно с запущенной локальной игрой будет качаться торрент, вы вспомните, что я предупреждал... Качать торрент с запущенным WoT (или любой он-лайн игрой) не даст пропускная способность интернет канала вашего щедрого провайдера. Так что, вариант с одним винтом вполне годен, если вы чётко распределяете задачи выполняемые на ПК. Какие конкретные варианты есть? Ну, например, Western Digital RE 24х7 емкостью 250 Гб под систему (2800 руб.) и Western Digital Caviar Green емкостью 500Гб (1900 руб.). Последний характеризуется как тихий, имеет систему управления скоростью вращения блинов (зависит от нагрузки). И того 4700 рэ, для сравнения, за эти деньги вы максимум возьмёте SSD ёмкостью 128 Гб, чего хватит только на систему, проги, два HDRIP, и одну игру, это при том, что чем большее пространство SSD занято, тем медленнее он работает и срок его жизни резко сокращается... Решать, однако, покупашке.
Что осталось? Осталось самое важное, товарисчи. Это блок питания (БП). Тут нужно считать. Нагрузка БП не должна превышать номинальную, установленную изготовителем. Давайте разберемся чуть подробнее.
БП должен обеспечивать выходные напряжения ±5, ±12, +3,3 вольта. Возьмём два блока питания по 300Ватт. У одного следующие характеристики, +3.3V - 18A, +5V - 15A, +12V1 - 11A, +12V2 - 8A, комбинированная нагрузка: +3.3V & +5V - 103 Вт. Второй БП имеет следующие характеристики, +3.3V - 20A, +5V - 22A, +12V1 - 14A, +12V2 - 16A, комбинированная нагрузка: +3.3V & +5V - 125 Вт. Большинство компонентов системного блока работают с 12В линией, поэтому наиболее важным является именно это значение. Если не заниматься расчётами, то получается что первый БП способен работать с нагрузкой около 200Ватт, второй с 175Ватт. Но это не верно! Обращаем внимание на ток, у первого БП две линии 12В, суммарная нагрузка составит 132 + 96 = 228Ватт - пик нагрузки по двум линиям. У второго 168 + 192 = 360Ватт. С учётом комбинированной нагрузки получим 331Ватт для первого БП и 485Ватт для второго. Эти показатели означают кратковременную максимальную нагрузку, которую может выдержать БП. Кроме того, ясно что для подключения мощной видеокарты (более 150 Ватт) или двух видеокарт без дополнительного питания подойдёт только второй БП, хотя оба имеют маркировку 300W. Теперь, зная пиковые значения БП и их КПД, можно рассчитать их энергопотребление от сети (при нынешних ценах на электроэнергию это важно). Пусть первый БП не сертифицирован по стандарту 80 PLUS, второй сертифицирован и имеет маркировку 80 PLUS Gold. Это означает, что при 100% нагрузке первый будет выдавать 70% от потребления из электросети, второй 88%. Считаем, получается, что в пике первый потребляет 473 Ватт, второй 551 Ватт. Но пиковая нагрузка возможна кратковременно, обычно БП работает со средней (номинальной) нагрузкой. В этом случае (согласно принятым стандартам), первый БП будет работать с эффективностью 72%, второй 92%. Получаем 460 Ватт и 527 Ватт. Выводы: первый БП не пригоден для построения игровой машины. Сэкономить на электроэнергии, тоже, не получится, не обладая выдающимися характеристиками этот блок потребляет не менее 450Ватт электроэнергии под нагрузкой. Второй БП экономичным тоже не назовёшь, однако, потребляя 50-70Ватт больше, он способен выдерживать экстремальные нагрузки и вполне пригоден для построения игрового ПК с двумя видеокартами начального уровня или одной среднего ценового диапазона.
Это общее понятие, теперь нужно определиться с нашими комплектующими. Самое горячее место - видеокарта. Смотрим её спецификации, а лучше результаты тестирования: в простое - около 50 Ватт (заявлено - 60), под нагрузкой около 160 Ватт. Рекомендован БП мощностью 400W. Наш ЦП работает в пределах 80Ватт, у нас один из хардов энергоэффектиный (около 4Ватт под нагрузкой), мать и память заберут не более 70, плюс вентиляторы, сетевуха, коврик для мыши, usb... , получается максимум - 370W, это под нагрузкой. Нам нужен БП мощностью либо 350Ватт, но с мощной 12В линией и желательно с высоким КПД, либо просто качественный БП мощностью 400-420W. Если вы проверяете счета за электроэнергию, берите первый вариант, если вам пофиг - второй. Я буду считать, что выбран более качественный и экономичный питальник. Не смотря на очень харошее качество блоков от Chieftec, у них есть особенность, все хар-ки приведены в расчёте на сетевую напругу 230v. У нас, открою вам секрет, 220. С одной стороны, хорошо, блок точно не сдохнет в случае скачка напряжения, с другой стороны, все его реальные данные известны лишь богу и разработчикам. Более уверенные данные предоставляет разработчик под брендом FSP. Он работает в сетях 200 ~ 240 В. Кстати, многие корпуса комплектуются ПБ именно FSP. Вот пример для нашей системы, FSP350-60APN (1250 рублей, если что...). 300 Вт по 12В, при этом максимум (пик) он способен выдержать 384 Ватт, по остальным линиям - 103Вт, имея 80% КПД, такой БП будет потреблять менее 570Ватт в пике, в среднем же (во время игры), не более 480 Ватт (100% нагрузка), в простое, менее 160Ватт, далее - спящий режим, менее 30Ватт... Печально, но собирая игровой ПК сильно сэкономить на электроэнергии не получится. Однако, у БП большей мощности - ещё большее "холостое" потребление энергии. Несомненно, для более дорогих игровых систем есть выбор более продвинутых БП, но цены соответствуют. Система должна быть сбалансирована, для бюджетника важно обеспечить баланс между нагрузкой 12В и энергопотреблением от сети.
Для тех, кто не понял: собирая игровой ПК мы отдельно берём БП и отдельно корпус, остальное от лукавого (для офиса).
Ну и, собственно, корпус. К счастью, мы выбрали Intel, плюсом за это нам даётся экономия на системе охлаждения, в которую входит корпус. Не мало важную роль играет видеокарта, не такая горячая, как топовые. Остальные блоки нашей системы, так же, не назовёшь горячими, материнка, так вообще, способна длительно выдерживать высокие t°. Раз так, имеет смысл сделать систему малошумной. Во-первых, нижнее расположение БП. Он сам будет меньше нагреваться, а так как скоростью вращения пропеллера БП управляет встроенный термодатчик (см.спецификацию FSP350-60APN), то шуметь он практически не будет (захват холодного воздуха снизу, в отличии от верхнего расположения БП). Во-вторых, нам интересны минимум два дополнительных посадочных места под корпусные вентиляторы: один для удаления горячего воздуха от соккетного гнезда и ЦП, второй для подачи холодного воздуха на харды. С размерами примерно ясно, это Minitower, для Midi & Big не дотягивает бюджет, а деск-топ не справится с охлаждением. Из имеющихся, на момент написания сиго опуса, в NIXах моё внимание привлекла серия T, от ZALMAN, в частности ZM-T4. Цена - 1170. Бонус - уже установлен один из двух важных вентиляторов - 92мм на задней стенке. Виброгасящие прокладки для крепления HDD, внутренних отсеков 3,5 дюйма два, как нам и нужно, внешний порт USB 3.0, впереди предусмотрено место под 120мм вентилятор, что важно. Нижнее место для БП, не убогий внешний вид - для бюджетника няшка. К нему берём корпусной вентилятр, например, Arctic Cooling Arctic F12 (220 руб.), естессно PWM (4 пин) и кулер для процика, башенного типа, но недорогой, пары тепловых трубок достаточно, желательно с медью, например, Cooler Master Hyper 101 или ему подобный. Почему именно такой формы? В паре с корпусным вентилятором задней стенки они создадут мощный поток воздуха охлаждающий память и силовую обвязку ЦП. Так как управление ведётся через PWM, то не будет постоянного гудения (если только кратковременно в пике нагрузки и пару сек во время загрузки BIOS). Цена куллера - 640 рупий.
Бюджетный игровой ПК, адаптированный под World of Tanks готов. Цена вопроса: 21240 рублей. ПК данной конфигурации схавает большинство современных игр в разрешении FHD, во многих играх обеспечит FPS avg не мение 40, в некоторых для обеспечения комфортного игрового процесса придётся снизить качество текстур и детализацию (например, применить FXAA сглаживание).
Отредактировано ktoto (29-04-2014 10:43:29)